Как правильно проводить анализ экономической эффективности и финансовой деятельности предприятия?

ЮляZanoZaКупина



21 авг 2009 в 11:32



Занимаюсь Анализом хозяйственной деятельности предприятия на котором работаю, хотелось бы усовершенствовать свою систему..Буду признательна!



Людмила Волкова



21 авг 2009 в 11:42



Юлия, усовершенствовать в чем? применять метод новые (тогда опишите хотя бы в общем предприятие) или использовать новые программы?



Максим Козырев



23 авг 2009 в 9:30



Переименовываю из « Как более удобно и правильно вести анализ финансовой деятельности предприятия..?»в «Как правильно проводить анализ экономической эффективности и финансовой деятельности предприятия?»



Михаил Michael Чирков



22 сен 2009 в 0:35



В свое время наша фирма была преобразована в два юридических лица. Необходимость такого решения была обусловлена оптимизацией налогообложения. Затем одно из предприятий было преобразовано еще в два. Учредители поставили новые цели – специализация каждого предприятия по видам деятельности и полный хозрасчет. Выглядит эта структура следующим образом.Предприятие № 1 занимается лесозаготовкой. Предприятие№ 2 занимается деревообработкой. Предприятие № 3 занимается транспортными услугами. Предприятие № 1 продает по трансфертным ценам сырье предприятию № 2. Предприятие № 3 оказываетуслуги по вывозке древесины предприятию № 2 также по трансфертным ценам.Условия контрактов с директорами таковы, что по результатам финансового года они получают дополнительно к годовому окладу процент от прибыли. Таким образом,предприятия № 1 и № 3 стремятся к повышению цен и активно делают это. Предприятие № 2 имеет дело с «реальным» рынком при реализации конечной продукции. При падении цен на конечную продукцию в ноябре прошлого года, в связи с кризисом, предприятия № 1 и № 3 не пошли на адекватное снижение цен на сырье и транспорт. (Кризис, по их мнению, их не коснулся!!!). Учредители, в свою очередь, не пошли на снижение дивидендов за прошлый год, не смотря на то, что предприятие № 2 до июля текущего года работало с убытком. Надо сказать, что учредители уже в течение 3-х лет начисляют себе дивиденды не с полученной прибыли, а с размера среднегодовой стоимости собственного капитала. Структура и величина активов в каждом предприятии разная, поэтому процент начисленных дивидендов по отношению к прибыли тоже разный. В одном предприятии по итогам прошлого года, например, он составляет 40 % от прибыли, в другом более 100 % !!!Финансовые показатели за 4 квартал прошлого года и 1-е полугодие текущего года показывают, что предприятие № 2 не эффективно. Но ведь вся рентабельность через трансфертные цены уходит в предприятия № 1 и № 3 !!! Согласно финансовых показателей, учредители должны принять решение о ликвидациипредприятия № 2 (хотя оно производит конечную продукцию!!!).Дайте, пожалуйста, свои рекомендации по выходу из сложившейся ситуации!С уважением, бывший директор предприятия № 2.



Виктор Кривозубов



23 сен 2009 в 14:15



Думаю выход,это снизить расходы по 1 и 3 предприятию,либо увеличить объем продукции до такой чтобы произошла экономия от масштаба производства,но это думаю невозможно в вашей ситуации.Может нужно прибыль от всей деятельности собирать в компании 2,а остальных 1 и 3 сделать дочками с обязательствами и планированием и лишить прибыли чтобы они выходили только в ноль и дивиденды начислять во 2.Короче структуру нужно немного поменять юридически и разделить права кто важнее.продукция или услуги и сырье.Директор всех предприятий должен принять это решение,если он адекватный.Либо продавать сырье на сторону и услуги продавать.А переработку закрыть как не рентабельную(хотя это уже не производственная схема,а коммерческая на основе давальческого сырья)



Михаил Michael Чирков



23 сен 2009 в 14:36



Виктор, спасибо! Сегодня как раз собрание учредителей, и Ваше мнение усиливает мою позицию!Прошу еще мнений!



Виктор Кривозубов



24 сен 2009 в 19:19



Еще дополню что если вы будете заниматься только трансп.услугами и сырьем то это конечно проще и головняков меньше,но зависеть вы будете уже от ваших покупателей непосредственно,а готовая продукция имеет привязку к мировым ценам и ее стоимость гораздо выше за тоже кол во,но так же требует бесперебойную подачу сырья.Если приключается кризис или типо того,ваше сырье не продашь и не применишь,а готовый продукт можно хотя бы применить в хозяйстве,да и количество потребителей готового продукта выше нежели сырья,хотя без сырья нет продукта.Короче надеюсь что вы не закроете 2 контору.А еще регионально где находятся эти предприятия???



Виктор Кривозубов



24 сен 2009 в 19:21



если конкуренция серьезная,и у вас ресурсов как административных так и финансовых не очень много,то тогда придется наверное прикрыть,переработка затратное дело.



Михаил Michael Чирков



24 сен 2009 в 23:24



Спасибо, Виктор! Предприятия находятся в Кировской области. С конкуренцией все в порядке. У нас относительно других производителей в нашем регионе довольно высокие цены на продукцию предприятия № 2. При этом на нее имеется хороший спрос (по крайней мере в течение сезона). Хочу еще внести некоторые уточнения. У нас нет централизованного управления, хотя учредители всех предприятий одни.Транспортные услуги весьма специфические - лесовозная техника. На внешний рынок у них выхода нет, т.к. лесовозная техника есть почти у всех деревопереработчиков в нашем регионе.Это подтверждается и тем, что когда снижается объем производства предприятия № 2, прямо пропорционально падает выручка предприятия № 3. Цена услуг на транспорт рассчитывается от издержек (есть большие сомнения в их экономической обоснованности), причем, предприятие больше заботится о росте цены, а не о снижении издержек, т.к. переработчик все равно «схавает». Что касается сырья, то здесь есть определенный нюанс. Лесные ресурсы предприятия № 1 находятся в долглосрочной аренде. Чиновники могут быстро создать условия для расторжения договора аренды, если группа компаний останется без переработки. Лучше передать лес перерабатывающему предприятию - там и занятость и налоги и т.д. Т.е, если занимаешься лесом, должна быть и переработка.Надо сказать. что уровень рентабельности предприятий №1 и№ 3 вполне приличный.Самое интересное, что учредители понимают, что конкурентные преимущества находятся во ВСЕЙ интегрированной цепочке, но не знают что делать с ситуацией на предприятии № 2 (или в группе компаний ???!!!) или не хотят! В конце концов, предприятие изначально ставило цель - бизнес в сфере деревопереработки !!! Если убрать прибыли предприятий № 1 и № 3, то мы окажемся в гораздо лучших условиях, чем многие наши конкуренты (весь производственный цикл внутри компании!!!) Ан, нет ! У вас ,мол,(предприятие № 2) упала эффективность, а на предприятиях № 1 и № 3 все вполне удовлетворительно!В ноябре - декабре прошлого года я (будучи еще директором предприятия № 2) и моя команда управления приняли следующие меры:отправили в отпуск без содержания 2-ю смену (оставили объемы производства под спрос за «живые деньги»), частично сократили штат управления, а так же привязали зарплаты управленцев к выработке и еще сократили некоторые расходы. Началась жесткая экономия.После двух месяцев убытков (ноябрь, декабрь) мы все же в 1-м квартале добились минимальной прибыли. При этом (я уже говорил о резком падении цен на продукцию предприятия № 2., а цены предприятий № 1 и № 3 оставались неизменными). Наши «родственные» предприятия № 1 и № 3 не предпринимали антикризисных мер.Ресурсы в группе компаний есть, как административные, так и финансовые. Переработка не стала менее эффективной и более затратной. Она стала более глубокой и более эффективной за последние два года. Ее просто «душат» трансфертные цены и дивидендная политика учредителей. Как вы думаете:Справедлива ли трансфертная цена, в которой заложена «не хилая» рентабельность, если продажа сырья и услуг осуществляется в рамках компании без всякого риска, с которым всегда связаны продажи сторонним клиентам ?Уместно ли в децентрализованное управление в нашей компании ?Встречается ли на практике начисление дивидендов в виде % с собственного капитала, а не с прибыли?



Людмила Волкова



25 сен 2009 в 14:40



Михаил, я вижу следующую ситуацию.Существует цепочка П1-П2-П3, которая представляет собой единый цикл производства. Поэтому сразу оговорюсь, что необходимо централизованное управление если не в полной степени, то хотя бы в некоторой.Мои рекомендации именно для предприятия 2 следующие:1. стать предприятию более независимым. Для этого можно брать заказы на транспортировку со стороны, либо расширить спектр предоставления услуг (транспортировка не только леса, но и других продуктов).2.. разработать спец. предложения для потенциальных клиентов3.. возможен также и экстенсивный путь развития - расширить деятельность за пределы регионаНасчет решений собственников. Если предприятия 1 и 3 находятся в более выигрышном положении, то предприятие 2 находится в состоянии выживания. Поэтому в данной ситуации выплата дивидентов неоптимальна, мягко говоря. Изъятие ресурсов (а выплату дивидендов я расцениваю именно так) невозможно, т.к. ресурсы и так урезаны до минимума. Я бы рекомендовала не только не выплачивать дивиденды, но и наоборот сделать дополнительные вложения. за счет собственников. Но к сожалению, не думаю, что собственники правильно оценивают ситуацию (такое впечатление создалось из ваших сообщений)Также есть и еще один вариант развития ситуации. Т.к. прекращение функций предприятия 2 невозможно, то ликвидировать предприятие 2, а его функции передать предприятиям 1 и 3, положение которых более устойчиво.насчет вопроса о цене - какова ликвидность продукции? Кто является покупателем ( это множество мелких покупателей или 2-3 крупных)?



Виктор Кривозубов



26 сен 2009 в 0:31



По поводу дивидендов из собственого капитала,я так понимаю это изъятие некоторой суммы из оборота???Так Михаил???Так у вас Белых губер.ясно!!!Надеюсь что он находится на своем месте и знает что делать.По поводу цены,тут важнее объемы а не количество покупателей,главное совокупный спрос.Если спрос на уровне то и продукция не залежится на складе.Кстати как собрание прошло???результаты есть???



Виктор Кривозубов



26 сен 2009 в 0:42



Если у вас у многих контор своя техника то транспортная компания ваша без двух других никому не нужна будет,перерабатывающая контора без транспорта может существовать.Без сырья никак.только как склад.(логика есть)Сырье без переработки,не продукт и цена продажи минимальная,без транспорта сложно ему будет вывозить то по любому нужно,зависмость у них друг от друга прямая.как и у сырья и переработки.А рынок основной покупатель требует продукт(конечное звено)Вот на него и надо ориентироваться,у него бабло и спрос.Вывод делайте сами.Да и людям рабочие места создадите лишние,государство только похвалит.(хотя конечно мелкие шакалы кусок свой запросят)



Михаил Michael Чирков



27 сен 2009 в 11:30



Спасибо, Людмила, спасибо, Виктор.Людмила, продукция ликвидна! Она продается по предоплате, причем приходится даже «отшивать» покупателей. Другими словами, за продукцией очередь. У нас 4 крупных покупателя и мы активно поддерживаем работус мелкими (от них в первую очередь идут сигналы, если начинает «прихрамывать» качество).Виктор, в нашем случае с дивидендами из капитала ситуация складываетсяпримерно так. На сегодняшний день для предприятия № 2 начисленные дивиденды - это почти 100 % прибыли по итогам работы за два прошлых года. Если в этом году дивидендная политика сохранится, то это будет как раз, как вы заметили, изъятием денег из оборота (прибыли по итогам 8 месяцев нет). Надо сказать, что в 2008 г. предприятие № 2 приобретало новое оборудование. Поэтому вырос внутренний долг между предприятием № 2 и № 1. (Прибыль ведь израсходована на дивиденды, а брать кредит предприятие № 2 не хотело из-за непредсказуемости формирования цен предприятиями № 1 и № 2. А их услуги и сырье составляютсоставляют 85 % издержек предприятия № 2).Все действия предприятия № 2 были одобрены учредителями..Собрание прошло никак. Я изложил свою позицию убедительно, насколько вообще способен убеждать (моя позиция активная, не сомневайтесь!), пошли споры, началась демагогия и все .. Решения нет ни по ликвидации, ни по оздоровлению. Все идет как идет ..



Людмила Волкова



27 сен 2009 в 13:56



Михаил, честно говоря, не знаю что и сказать.С одной стороны, ликвидная продукция, на которую есть спрос, достаточно грамотное управление.С другой стороны, нежелание собственников услышать управленцев. Бесспорно, любая организация создается для получения прибыли, однако изъятие активов во время кризиса с такой фанатичностью до добра не доведет.Вы со своей стороны сделали все необходимое, вы описали ситуацию, дали свои рекомендации. Далее все зависит от собственников



Виктор Кривозубов



27 сен 2009 в 23:44



тоже считаю что все что от вас требовалось изложили,и теперь можете спать спокойно.потому что свою работу вы вополняете.а значит находитесь на правильном месте и стыдиться вам нечего,делайте как умеете.не нужно прыгать выше головы,но и стесняться по поводу как надо поступать,тоже не стоит.Есть что сказать говорите прямо и по делу, и такого человека заметят нужные люди и позовут работать к себе.а собственники остануться только при деньгах и без трудовых ресурсов которые им помогали приумножать капитал.А поступают они так я думаю потому что ,считают что щас надо выходить в нал и наверное в валюту чтобы заработать на спекуляциях и через некоторое время начать все снова когда ситуация устаканится,да только суть в том что если все так будут делать то она так и останется загнивающей промышленностью и страной отсталой экономики.Эх..



Михаил Michael Чирков



28 сен 2009 в 11:04



Спасибо, уважаемые коллеги !!!



Виктор Кривозубов



29 сен 2009 в 0:29



Да раз плюнуть,говорить легко,то что думаешь,чем выдумывать и лгать ради наживы или личных интересов.Всегда пожалуйста.



Людмила Волкова



29 сен 2009 в 1:00



Удачи Вам, Михаил!

0 Comments:

Отправить комментарий