Логика модернизации российской экономики (по отраслям)

Румянцев Кирилл



5 окт 2008 в 17:57



В настоящей теме хотелось бы обсудить основные методологические подходы к разработке продуктивного пакета мер по модернизации различных отраслей экономики. В качестве основы для анализа хотелось бы привести «общую логику модернизации» Центра проблемного анализа. http://www.rusrand.ru/public/public_115.htmlВ перспективе можно также обсудить альтернативные способы структурирования информации для разработки стратегии. Допустим, сравнить предлагаемый подход с осмыслением стратегии развития России на 10-20 лет http://groups.google.ru/group/rustrategyИли попытаться сравнить данный подход с логикой индикативного планирования во Франции, планирования в Японии, других странах. Думаю, что подобная тема нам ни в коем разии не помешает, скорее даже наоборот.



Румянцев Кирилл



5 окт 2008 в 18:27



Воспроизвожу логику с небольшими сокращениями. Существует 2 основные масштабные задачи:1) задача модернизации состояния российской экономики2) задача модернизации экономической политики России.Логика предлагаемой авторской программы действий, решающей и первую и вторую задачу, основана на следующем.Принципы перехода:1) В предлагаемых управленческих решениях как правило, заколючаются 2 содержания: по модернизации экономического стояния или государственного результата и по модернизации государственного экономического управления в данной отрасли, сфере, секторе или ином сегменте экономики.2) Предлагаемые решения не висят в воздухе, их генезис совершенно и универсально прозрачен и обоснован: каждое из них одновременно увязано с публично выдвигаемыми ценностями (целями) и с их дефицитом в реальности. Сами ценности и их дефицит вытекает из приводимого анализа. Значительную роль играет методика проблемно-управленческой декомпозиции, помогающая в каждый момент проблемного поиска удерживать связь с исходной ценностнойустановкой. 3) Предлагаемые решения пакетируются в триаде: текущее управление, среднесрочный переходный период и долгосрочный период устойчивого развития в условиях управленческой готовности к новым вызовам или форс-мажорам.4) Формирование управленческой платформы, программы действий осуществляется по тематическим блокам, примерно совпадающим с перечнем частных экономических субполитик, либо с масштабной частной проблемой. В каждом таком блоке порядок поиска решений и описание строится по следующей схеме.Предмет анализа в тематическом блоке определяется в начале анализа (например, «политика в сфере образования», «банковская политика» и т.д.). Объективно критически, а если это справедливо, то и комплиментарно, анализируется действующая версия государственной экономической политики в данном тематическом блоке, включая анализ официальных документов, которые эту политику определяют (доктрины, законы, программы и т.п.). Оцениваются провозглашённые в них цели, логика, смыслы, и в их свете получаемые на практике результаты, включая количесвтенные показатели. Решается вопрос о качестве этих результатов в соответствии с поставленными в перечисленных официальных документах целями и в абсолютном смысле.В явном виде формулируется предлагаемая цель экономической политики (цель модернизации экономической политики выписывается отдельно, и они разные по своей сути) в данном тематическом блоке. Цель конкретизируется в трёх формулировках: на период текущего управления, на среднесрочный и долгосрочный периоды).По предмету анализа определяются количественные показатели, позволяющие охарактеризовать его состояние (текущее и целевое, которые должны быть одного шаблона, но естественно разного содержания). Например, структура налогов, монетизация, структура денежной массы, структура инвестиций, отраслевая и региональная структура ВВП, доля оплаты труда в ВВП, структура экспорта и импорта, региональная структура, социальная структура, число студентов, учёных, патентов, инноваций, продолжительность жизни, доход на душу населения и т.д.- всё это должны быть количественно измеряемые параметры. В результате этого становится возможным выписывание портрета российской экономики на сегодня и на конец переходного периодна модернизации (целевое состояние).Состояние предмета анализа описывается, во-первых, как ФАКТИЧЕСКОЕ его состояние в текущий омент. Состояние, во-вторых, также описывается как ЦЕЛЕВОЕ (желаемое) на конец периода модернизации экономической политики. Т.е. создаются 2 портрета: фактический на сегодня и планируемый (оба не только в качественной формулировке, но, главное, в количественном виде).Соответственно, явно указывается ЦЕЛЬ модернизации экономической политики и чёткие управленческие ЗАДАЧИ перехода (своеобразная траектория периода модернизации экономической политики), которые нужно решить в ходе модернизации экономической политики в данном тематическом блоке.



Румянцев Кирилл



5 окт 2008 в 18:51



Проблемный анализ включает в себя сопоставлений российских текущих реалий с опытом и примерами других успешных и сопоставимых стран и в иных исторических периодах, включая собственный исторический опыт самой России. В обязательном порядке: - формулируются текущие проблемы, которые нужно преодолеть в ходе модернизации.-формулируются идеи и концепты по их решению.-формулируются предложения о необходимых ключевых нормативно-правовых актах (НПА) и их содержании и организационно-управленческих решениях (ОУР).Три этих содержания сводятся в таблицу, которая позволяет сформулировать проблемно-управленческую матрицу.Предлагаемые меры (НПА и ОУР) структурируются для трёх управленческих периодов:1 период неотложных мер (3-5 лет) по преодолению накопившихся диспропорций, несуразностей, неудачных, ошибочных решений, активного запуска переходных процессовмодернизации экономической политики. Этопериод исправления деформаций действующей экономической политики.2 период перехода и стабилизированного более-менее продолжительного экономического развития в результате внедрённой в полном объёме модернизированной экономической политики, начиная с 5-7 года и далее.3 период в долгосрочнойперспективе за пределами 20-25 лет, учитывающий возможные форс-мажоры - внешних кризисных условий, «закрытия» углеводородной экономики, другого сырья, экологической катастрофы, энергетического, водяного кризиса и т.д. На этом этапе основные идеи заключаются в принципах, в основном, самодостаточности экономики страны, ресурсной прочности, гибкости реагирования и перестройки экономического механизхма, заблаговременном реагировании (рефлексивное управление) и прогнозировании и конечно в интеллектуальной модели экономики.5) Оказалась ключевой идея перехода от институционального и исключительно административно-управленческого целеполагания к ценностному. Реализация идеи ценностного резонанса, когда каждое управленческое действие содержит в себе проекцию изначально публично заявленной ценности. Причём ценности формируются с учётом интересов и потребностей всех участников отношений, включая (а не исключая!) государство, как институт, а также человека, группы и общество в целом.6) Необходим переход к учёту и балансу в сложных синтетических решениях всех общественно признаваемых интересов всех участников отношений (т.е. к принципу политического центризма).7) Необходимо сформировать адекватную предлагаемой политике государственную систему управления, т.е. органов. их взаимосвязей и их функций. Не всегда необходим новый недостающий орган, в ряде случаев возможна функциональная, нормативно-правовая реконструкция управленческого функционала. В предложениях проглядывает принцип поиска в пространстве между крайностями. Например, в государственной ценовой политике есть 2 полюса. Первый - административное назначение цен для всех товаров, работ, услуг и т.д., то есть исключительно государственное ценообразование. Второй - ценообразование только в сравнении спроса и предложения, исключительно рыночный механизм. Однако и тот и другой способ не оптимален. Поэтому управленческие решения формулируются как синтез. Государство учавствует в ценообразовании только там и тогда, где и когда рынок не в состоянии устанавливать цены в соответствии с требованиями общественного блага и баланса интересов всех участников общественных отношений. По этому принципу для государственого участия остаются только сферы тарифного регулирования естесвтеных монополий, ценовые сговоры. диспаритеты цен (точнее рентабельностей) в цепочках поставщиков, между селом и городом, между отраслями, социально чувствительное ценообразование (лекарства, образование, ЖКХ, отдельные транспортные случаи), сезонные и ажиотажные броски цен. По такому принципу в каждой частной экономической политике определяется предел участия в экономических регуляциях государства, и в отличие от упрощённых либеральных представлений, он практически всегда ненулевой.



Румянцев Кирилл



5 окт 2008 в 18:59



8) Построение эффективной системы управления невозможно без адекватного информационного представления о состоянии объекта управления. Оказывается необходимым преодолеть дефицитность и архаичность системы статистического учёта и режима доступности данных.9) В итоге экономическая политика закрепляется в долгодействующих (превышающих длительность электоральных циклов), иерархических, содержащих административно-правовой мандат государственно-управленческих документах, основной из которых - Экономическая доктрина России.Итак, логика модернизации экономического состояния России заключается в устремлении к реализации ценностей долгосрочной устойчивости, инновативности, гуманизации, управляемости, гармоничного сочетания результатов развития в интересах всех участников отношений, включая государство.



Дмитрий |Whitecontact| Анисимов



6 окт 2008 в 2:16



Кирилл, краткость - сестра таланта. Я уже во 2-ом пункте начал с мысли сбиваться. Тебя только учёный поймёт, нельзя ли д/экономистов покороче?



Румянцев Кирилл



11 окт 2008 в 17:05



Хорошо, буду покороче. Хотя это и так выписка из достаточно большого раздела, посвящёного данной проблеме. Здесь представлена общая логика составления экономической программы, которую даёт Центр проблемного анализа.1) нужно не только указывать необходимый результат, но и то, как для его достижения нужно перестроить гос.аппарат.2) Сами решения выдаются следующим образом. Формулируется некая ценносная установка (общество всеобщего благосостояния, к примеру), далее вводят количественные показатели, которым экономика должна соответствовать. На основании анализа состояния экономики устанавливается, чего нам не хватает для его достижения.3) Формируется программа действий: на короткую перспективу, среднесрочную и долгосрочную.4) Анализ текущей политики должен быть многосторонним (см.в начале статьи, что туда входит).5) Ценностный подход6) Учёт интересов всех участников экономической системы.7) Формирование пакета решений по реорганизации административной системы.Таким вот примерно образом необходимо определять пути модернизации отдельных отраслей.



Кирилл Шмидт



13 окт 2008 в 11:50



Как мне кажется основная статья вполне логична и ничего нового не открывает. Относительно стандартная процедура разработки проекта:где мы сейчас, куда хотим, что надо изменить. Авторы делают акцент на вещах, которые, вроде бы, должны быть изначально понятны при разработке управленческих решений и любых проектов.Хотел бы вернутся к началу дискуссии:»Или попытаться сравнить данный подход с логикой индикативного планирования во Франции, планирования в Японии, других странах. Думаю, что подобная тема нам ни в коем разии не помешает, скорее даже наоборот.»Много уже слышал про индикативное планирование, но может есть материалы по подробнее? В чем действительно различие в подходах планирования?



Румянцев Кирилл



19 окт 2008 в 0:04



«Много уже слышал про индикативное планирование, но может есть материалы по подробнее? В чем действительно различие в подходах планирования?»К сожалению, не обладаю достаточной информацией. Знаю только на довольно-таки абстрактном уровне, что при данной схеме государство «спускает» сверху некий план по производству (не могу точно сказать, как именно это делается, даётся ли он для отдельных компаний или для отрасли в целом). Его реализация носит добровольный характер. В случае, если он принимается фирмой, последняя получает ряд льгот и привилегий. В сущности, довольно логичная и, как мне кажется, правильная система взаимоотношения государства и бизнеса.Но конкретной методологии того, как всё это делается, как разрабатываются планы и т.д. я не знаю. А хотелось бы узнать.. (( Так как методика довольно перспективная, позволяющая соединить планирование и «рынок» в лице независимых от государства компаний. Минус - государство должно реально хорошо представлять, что творится в экономике, иметь некую программу развития, конкретизировать её до количественных показателей. При нашем уровне статистики это вряд ли возможно. (



Дмитро Косандяк



20 окт 2008 в 16:56



про индикативное планирование..мне кажется это абсолютно не перспективно. звучит как пятилетки при советской власти. ну как государство в общем и бюрократы в частности могут знать что именно нужно экономике? мы же вроде как знаем что все умные люди идут в частный бизнес, а все твердолобы в бюрократы. как только государтсво будет вмешиваться, даже если «добровольном порядке» (интересно, это как? как с юкосом и налогами или как), все равно будут перекосы и все такое. свободный рынок сам распределит ресурсы, а государство должно заботится о истинно стратегических направлениях, таких как оборонная пром и космос. п.с. а вообще я ничего не знаю об этом индикативном планировании ))) поэтому не обращайте внимание )))

0 Comments:

Отправить комментарий