Кирилл Шмидт
3 сен 2008 в 15:15
Перенесено из темы:ЧЕМ ПЛОХА РОССИЙСКАЯ СЫРЬЕВАЯ ЭКОНОМИКА?#123Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:50http://news.invictory.org/issue10029.htmlИсламский банкинг - шанс на будущее или угрозаИсламская банковская система, предусматривающая отказ от ссудного процента, стала в течение последних четырех десятилетий значимым фактором. На ее перспективы сегодня существует две точки зрения. Первая - в своем развитии исламская банковская система и далее будет способствовать своеобразной сегрегации мусульман от западных норм и ценностей, создавая некое «финансовое гетто». Другая точка зрения на проблему состоит в том, что все большее количество людей на Западе неудовлетворены, либо скептически относятся к тому банковскому сервису, с которым они имеют дело, считая его «эксплуататорским», либо неэтичным и поэтому появление исламского банкинга с его особой деловой моралью придает всемирному исламскому проекту более позитивный облик.Многие западные банкиры рассматривают исламские финансы как некую случайность, иногда даже как возможность для бизнеса, но крайне редко как угрозу, наподобие той, что исходит от пресловутого исламского экстремизма. Исламский банкинг и финансы могут рассматриваться как значимый аспект ислама, тот, который способствует диалогу между Западом и мусульманами. Исламские институты финансового рынка, включая Исламский банк Британии, Европейский Исламский Инвестиционный банк и Лариба-банк из Калифорнии имеют устойчивую репутацию в странах западного мира. Но и ведущие финансовые институты западного происхождения ныне предлагают исламские финансовые продукты.Необходим активный диалог между западными банкирами, работающими с подобного рода институтами и знатоками шариата, советующими, чтопозволительно, а что - нет. Этот рабочий диалог распространяется и на сферу страхования, где исламские «такафуль» - компании становятся все более активными. Их отличительной чертой является то. что они не пользуются ссудным процентом и выплаты по вкладам держателям и другим заинтересованным лицам не будут зависеть от падений или подъемов будущей конъюнктуры.Поскольку принципы шариата считаются универсальными, боговдохновенными, в отличии от национальных законодательств, ведущие международные юридические фирмы также вовлечены в исламский банкинг и финансы, поскольку договоры следует заключать в системе британского или американского права, но таким образом, чтобы они соответствовали принципам шариата. А главная задача знатоков шариата, которые, как правило, имеются в наблюдательных и иных советах исламских банков и других учреждений предлагающих исламские финансовые продукты - удостоверить, что все заключаемые контракты соответствуют шариатским принципам, а если нет - то в диалоге с юристами довести их до такового соответствия.
Кирилл Шмидт
3 сен 2008 в 15:16
#125Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:51Надеждой для многих исламистов сегодня является замена общества, основанного на человеческих законодательных установлениях, вселенским халифатом, в котором суждено жить всем - мусульманам и немусульманам. Очевидно также, что подобная идея неприемлема для большинства немусульман, а также и для многих мусульман, ибо отрицает возможность выбора. В дальнейшем исламский банкинг должен рассматривать перспективу, в которой есть большая возможность выбора, и меньшая для ограничения. Но все дело в том, что у каждого финансового института есть свой совет по шариату, и в этом смысле шариат некоторым образом «приватизирован» в отличие от национальных законодательств. И эти советники выпускают свои фетвы (религиозные эдикты), которые способствуют расширению «рынка» религиозных идей. Религия, разумеется, развиваются в соревновательной среде и в этом смысле ислам не исключение. И, как только религия начинает «этнофицироваться» ее последователи начинают ощущать отчужденность.Ныне примером того, как не следует развиваться исламской банковской системе служит Исламская Республика Иран. в этой стране все банковские и финансовые учреждения основываются на шариате в соответствии с законом 1983 года о свободном от процентного роста банкинге. У клиентов нет иного выбора, кроме как использовать шариатскую банковскую систему. Но дело в том, что эти банки являются государственной собственностью и не имеют ни малейшей самостоятельности в том, что касается формирования финансовых продуктов. У этих банков нет собственных шариатских комитетов под предлогом того, что они и так действуют в условиях шариатских законов установленных государством.#126Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:52А результатом является то, что развитие банковской системы замедляется, очень мало внедряется финансовых инноваций, и большинство иранцев не имеет банковских счетов. В то же время в Малайзии и странах Персидского залива исламские банки работают в конкурентной среде. Например, саудовский банк аль-Раджихи по разнообразию предлагаемых услуг может конкурировать с ведущими западными банками.Да, исламский банк - это скорее шанс на будущее, нежели угроза, и у них есть будущее. Проблемы остаются - нет, например, лицензированных мусульманских банков в Израиле, обслуживающих мусульманское население страны. Но если центральный банк Израиля пойдет на такой шаг, то это будет проявлением доброй воли. Более того. это заставит задуматься еврейское население о том, насколько банковская система их страны соответствует учению, изложенному в книгах Левит и Второзаконие.Наверное, исламская финансово-банковская система предстает перед нами как особая форма капитализма, которая вполне будет взаимодействовать с западной, китайской или российской моделями капитализма. И такую тенденцию можно только приветствовать.Родни Уилсон,
Кирилл Шмидт
3 сен 2008 в 15:16
#127Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:55http://www.liter.kz/site.php?lan=russian&id=151&..Кредит доверияИсламский банкинг строится по принципу беспроцентного финансированияВопрос о том, как делать большие деньги, следуя канонам шариата, интересует всех: консультантов (необязательно финансовых) и студентов, предпринимателей и чиновников (необязательно в исламских странах), преподавателей и, конечно, банкиров. Впрочем, последние уже реализуют свои интересы.Первопричина общей заинтересованности – беспроцентные кредиты банков. Коран запрещает ростовщичество, и там, где ислам является основой идеологии, банки не берут с клиентов проценты по кредитам – номинальные, простые или сложные, фиксированные или плавающие. Банк для получения дохода от кредитования должен быть участником проекта, полностью разделяя риски и премии предприятия, или участвовать в торговле и извлекать прибыль из наценки между себестоимостью приобретения товара и ценой его реализации. Как правило, деньги, получаемые по сделкам, размещаются по специально составленному списку компаний. По законам шариата, не финансируются торговые операции по списку товаров, содержащему в числе прочих алкоголь, сигареты и оружие, а также такие виды производств, как порноиндустрия etc. Эта норма близка к правилам этического инвестирования, распространяемым все дальше в Европу и Северную Америку.#128Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:55По данным HSBC, исламский банкинг практикуют около 300 финансовых институтов по всему миру, а его обороты сейчас составляют около 650–700 млрд долларов.В среднем ежегодные темпы роста составляют 15–20 процентов. Ожидается, что общие активы исламских банков и финансовых институтов к 2013 году вырастут до 1 трлн долларов.Территория распространения исламского финансирования непрерывно расширяется. В основном оно работает в странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Однако в Великобритании действуют уже два исламских банка и еще один открыт во Франции. Такие мировые «монстры» как HSBC, Deutsche, Calyon, Citibank, BNP Paribas открывают в своих структурах исламские подразделения для финансирования клиентов не только в странах, где основной религией является ислам, но и преимущественно в христианских: Великобритании, Германии, Франции. Кроме того, создаются исламские банки именно в неисламских странах. Так, существуют уже Европейский исламский инвестиционный банк и Исламский банк Британии. К тому же ежегодно в мире проходят, как минимум, две круп-ные конференции по исламскому финансированию, значительную часть участников которых представляют неисламские банки.Также предпочтительной валютой для совершения сделок по исламским канонам, по оценкам экспертов, остается доллар США. Документация ведется в соответствии с британским правом. И занять деньги у исламских банков может любая финансовая структура. Все это свидетельствует о неоспоримости тенденций развития исламского финансирования.
Кирилл Шмидт
3 сен 2008 в 15:16
#129Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:55Казахстанские банкиры отмечают понимание регуляторами финансового сектора экономики страны – Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций и Национальным банком Казахстана – инициатив банков в сфере освоения новых продуктов. Руководители и специалисты АФН и НБ РК даже изучали опыт деятельности исламских банков в Малайзии. Законодательство же респуб-лики хотя и не оговаривает возможности использования исламского банкинга, но и не запрещает его.В Казахстане сегодня практикуется, с учетом особенностей отечественной бизнес-среды и местных клиентов, только «мурабаха» – наиболее простой, по мнению ряда экспертов, вид исламского финансирования. Другие его формы – «иджара» (лизинг) или «сукук» (исламские бонды) – только изучаются. В близком же нам Таджикистане, имеющем среди населения значительно большую долю мусульман, исламский банкинг развивается интенсивнее, и помимо апробированных в Казахстане сделок «мурабаха» практикуется и «иджара».Первый исламский кредит в Казахстане привлечен банком «Тураналем» в 2003 году. Первая публичная сделка, также от БТА, состоявшаяся в 2005 году, позволила банку получить 50 млн долларов. В 2006 году сначала банк «ЦентрКредит» подписал соглашение по привлечению исламского финансирования «мурабаха» на 38 млн долларов, а затем БТА привлек уже 200 млн долларов США.#130Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:56Исламское финансирование в Казахстане, несмотря на успешно реализованные сделки, все еще находится в зачаточном состоянии, считают финансовые профессионалы. Но никто не сомневается в том, что движение в этом направлении будет продолжено. Открытие исламских банков, а, скорее, специальных «окон» в существующих казахстанских банках – лишь дело времени. Однако мнение это касается только финансирования компаний.По поводу продвижения исламского банкинга в рознице банковские эксперты активно дискутируют. Они подчеркивают, что основной угрозой, связанной с экономической ценностью розничного исламского кредитования, является почти полная невозможность его исследования. Кроме того, многие считают «исламскую розницу» в Казахстане маловероятной и потому, что наша страна, во-первых, является светским государством, а во-вторых, уже сегодня на нашем рынке существует большой выбор источников финансирования. Однако часть мусульман не может брать кредиты в банках именно по религиозным соображениям. То есть группа потенциальных клиентов казахстанских банков, которая, следуя нормам шариата (и исламского банкинга), не может давать деньги под проценты и заниматься финансовыми спекуляциями, реально существует. Следовательно, существует и спрос на исламское финансирование. Не могут же банки игнорировать его? Тем более что он, конечно, будет возрастать. Хотя бы потому, что растут доходы казахстанцев, и это общепризнанно.Отметим, что объемы исламского финансирования будут расти не только в Казахстане, но и в России, и в СНГ в целом. Во всяком случае рынок России уже анализируется. Понятно, что более 20 млн российских мусульман делают рынок розничного кредитования довольно привлекательным для освоения.#131Ян Сокольников 2 сен 2008 в 14:56По некоторым данным, отдельные бизнес-структуры, в первую очередь на юге Казахстана, по собственной инициативе все-таки пробуют двигаться в направлении становления исламского банкинга. И, безусловно, легитимация исламского банкинга в нашей стране необходима. Причем разработать соответствующие положения в законодательстве и провести их через правительство и парламент, утвердив на уровне главы государства, нужно обстоятельно и оперативно. Ведь чем шире выбор финансовых инструментов, тем большими возможностями развития располагает реальный сектор экономики.Людмила ВАЛЕНТИНОВА, Алматы
Кирилл Шмидт
3 сен 2008 в 15:16
#132Ян Сокольников 2 сен 2008 в 15:00http://news.finance.ua/ru/orgsrc/~/2/7/709/41125Что такое «исламский банкинг»?Махмуд Амин Эль-Гамал - профессор экономики и статистики университета Райс в Хьюстоне, считается одним из крупнейших мировых специалистов по банковскому делу в странах ислама. Специфика деятельности кредитных организаций в мусульманском мире заключается в том, что взимание процента за пользование кредитом или уплата процента по инвестициям противоречит законам шариата. В результате, в исламском мире финансистам приходится удостоверяться у судей, соответствуют ли применяемые ими инвестиционные инструменты требованиям мусульманских законов. Ниже мы предлагаем вашему вниманию выдержки из телефонного интервью, в котором Эль-Гамал обсуждает перспективы развития банковской сферы в мусульманских странах с корреспондентом журнала BusinessWeek Майклом Шари.Вопрос: Какую роль сегодня играют финансовые потоки мусульманских стран в мировой финансовой системе?Ответ: В настоящее время точной информацией о размерах исламского финансового рынка не располагает никто, и мы отчаянно нуждаемся в такой информации. Все, что у нас есть - это отчеты конференций, проходящих по этим вопросам. Например, Далла АльБарака, в конце 1970-х годов создавший один из первых мусульманских банков и в настоящее время содержащий свою штаб-квартиру в Джедде, Саудовская Аравия, заявляет, что его совокупные активы составляют $230 млрд и что они растут со скоростью 15% в год.#133Ян Сокольников 2 сен 2008 в 15:01Вопрос: Какой потенциал роста существует у этого рынка и что должно стать главной движущей силой этого роста?Ответ: Мы считаем, что совокупные размеры мусульманского финансового рынка уже в обозримом будущем могут достичь $1 трлн. Дело в том, что после событий 11 сентября арабские нефтедоллары с рынков Нью-Йорка и Лондона и из портфелей различных благотворительных организаций, ставших жертвами всеобщей борьбы с терроризмом, стали активно возвращаться обратно в исламский мир.Вопрос: Кто, по-вашему, должен в наибольшей степени выиграть от этого процесса?Ответ: В настоящее время на роль финансового центра мусульманского мира претендуют Бахрейн и Малайзия. Кто именно из них окажется победителем зависит от того, каким образом будет расти рынок.Малайзия всегда считалась инновационным центром мусульманского финансового мира. Мы считаем, что рынок в этой стране в своем развитии опередил рынки Бахрейна, Саудовской Аравии и других стран как минимум на 10 лет. Кроме того, свою роль в привлечении инвесторов играют и размеры малайской экономики, а также специально созданная оффшорная зона Лабуан, которой пророчат роль международного финансового центра мусульманского мира.Другим претендентом на роль лидера считается Бахрейн, который старается представить себя в качестве центрального государства зоны Персидского залива. Они стараются привлечь инвесторов с помощью судей-арабов, которые, по их мнению, пользуются большим доверием у клиентов.
Кирилл Шмидт
3 сен 2008 в 15:17
#134Ян Сокольников 2 сен 2008 в 15:01Вопрос: Каким образом Малайзия смогла вырваться на ведущие позиции?Ответ: Первый закон, регулирующий оказание банковских услуг в соответствие с законами шариата, был принят в Малайзии еще в 1984 году. Тогда местные власти разделили кредитно-финансовую систему страны, выделив «исламское банковское дело» в отдельное направление, подотчетное отдельной контролирующей структуре. По словам самих малайцев, они собираются постепенно развивать у себя исламские банки, вовлекая в сферу своего влияния все новые и новые мусульманские страны.В настоящее время растущая экономика Малайзии привлекает к себе массу иностранных инвесторов. Вместе с тем, в этой стране также отмечается активный переход инвесторов от обычных инвестиционных инструментов к «исламским», таким как специальные государственные облигации «сукук». По сути дела, такие облигации представляют собой промежуточный инструмент, с помощью которого инвесторы могут вкладывать деньги в реальные активы (недвижимость), что соответствует принципам шариата.Вопрос: Кто именно определяет, соответствует ли конкретный финансовый инструмент требованиям законов шариата?Ответ: До настоящего времени эта задача лежит на судьях. К сожалению, далеко не все судьи, представленные в правлении исламских банков, получили необходимое образование и имеют представление о таких вещах как финансы или юриспруденция. Можно предположить, что у этих людей очень выгодная работа.#135Ян Сокольников 2 сен 2008 в 15:02Вопрос: Откуда именно среди мусульман пошло представление о том, что получение процента по кредиту является грехом?Ответ: Впервые этот тезис появился еще в 12 веке в результате толкования постулатов христианской веры. На самом деле, по своей сути эта догма никак не связана с исламом.По материалам: BusinessWeek
Кирилл Шмидт
3 сен 2008 в 15:17
#136Кирилл Шмидт 2 сен 2008 в 16:34Правильно ли я понял, что для того чтобы получить у Исламского кредит, надо продать ему часть своей собственности в будущем деле? Т.е. банк - фактически - инвестиционный фонд, скупающий акции и доли на первичном рынке, плюс возможность ведения расчетно-кассового обслуживания?#137Ян Сокольников 2 сен 2008 в 17:00Например, суть соглашения Мудараба состоит в том, что одна сторона, предоставляет капитал, а другая им управляет. Прибыль распределяется в оговоренном заранее порядке. Убытки покрываются за счет владельца капитала. Банк не вмешивается в деятельность заемщика. Точнее не заемщика, а оператора. Так его правильнее будет называть. Оператор лишь предоставляет сведения о ходе дела. Это простейшая схема. Есть и другие вариации.#138Ян Сокольников 2 сен 2008 в 17:04В издании «Международные банковские операции», 2006, N 5 есть подробная статья на эту тему. Называется «Исламское банковское дело: история развития». В электронном виде у меня ее нет к сожалению. Но я думаю, что этот выпуск можно где-нибудь найти.#140Кирилл Шмидт 3 сен 2008 в 10:57#137Ян СокольниковЧем же Исламский банк отличается от стратегического инвестора?
Кирилл Шмидт
3 сен 2008 в 15:21
#141Ян Сокольников 3 сен 2008 в 11:10С точки зрения европейского понимания финансирования наверное ничем, поскольку кредиты в исламском банкинге беззалоговые и безпроцентные. Есть проект на который выделяются средства, а прибыль делится в заранее оговоренном порядке. Где-то слышал, что банк получает 40% от прибыли, но могу ошибаться. Но в этой системе есть большие плюсы. Если говорить о заемщике предпринимателе, то он становится не должником банка, а его партнером. При этом он не должен думать о залоге и процентах. Банк к тому же несет риск убытков. Это конечно не так как у нас. Трясущийся заемщик с заложенным имуществом и дикими процентными ставками. Банки конечно сейчас рассуждают о развитии кредитования малого бизнеса. Но это больше не на кредитование, а на порабощение похоже.#142Кирилл Шмидт 3 сен 2008 в 11:52#141Ян СокольниковНо, в таком банкинге повышаются требования к заемщику, т.к. теперь нужно не просто проверить его перспективы возврата денег, а еще и просчитать прибыльность его бизнеса. Т.е. если она слишком мала, то банк не даст ему денег. В случае же с классическим кредитом, банку все равно, получаешь ты прибыль или нет, главное можешь ли ты расплатиться с долгом и процентами.Исламский банкинг - хорошая дополнительная вещь для перспективного бизнеса с хорошими менеджерами. Но, это не какое-то новое открытые в финансовом мире. Сегодня то же можно выбирать источники финансирования роста: венчурный инвестор, IPO, облигационный заем, банковский займ, доп. эмиссия в пользу стратегического инвестора.
Машенька Иванова
12 сен 2008 в 8:52
скажите, а исламский банкинг распространяется только на сферу бизнесса или есть возможность «взять кредит» на недвижимость не для предпринимательской деятельности(торговли)?
Олег Ивахненко
12 сен 2008 в 22:28
У них как я понимаю нет кредита а сплошной лизинг, а вообще я считаю что исламская цивилизация которая 1000 лет назад была самой развитой отстала от Европейской во многом благодаря отсутсвию ссудного процента, слишком сложно привлекать капитал в результате многие проекты не реализуются:))к тоиму же многие там венчурные фонды работают как я понимаю в строгом соответствии с законами шариата:))))
Олег Ивахненко
12 сен 2008 в 22:30
Кстати никода обращали внимание на такой парадокс Европа начала бурно развиваться с легализацией ростовщичества:)))то есть только тогда когда ростовщичество престало быть полу криминальным маргинальным занятием:)))
Родион Околелов
13 сен 2008 в 11:36
Ну, Ханин об этом писал. Так и мировые войны можно тоже отнести на счет последствий легализации ссудного процента. А вот вопрос: правильно ли я понимаю, что исламский банкинг становится выгоднее для предприятия, берущего деньги, при высокой инфляции? И если да, то при какой цифре это происходит?
Ян Сокольников
13 сен 2008 в 12:22
# 11 Олег ИвахненкоТогда почему интересно исламский банкинг начинает приобретать популярность в Европе? Может быть потому что это более выгодно. По сути процент заменяется инвестиционным механизмом. Об эффективности здесь можно спорить и спорить. А вот насчет того, что будет дальше с Европой, которая явно переживает сейчас множество кризисов, так это тоже еще большой вопрос.
Ян Сокольников
13 сен 2008 в 12:24
Кредит на недвижимость брать можно. Только это не совсем кредит в его привычном понимании. Например, банк покупает квартиру, а клиент платит арендную плату, пока полностью ее не выкупит.
Ян Сокольников
13 сен 2008 в 12:27
Здесь тоже интересные статьи на эту тему.http://www.tatarmoscow.ru/html/index.php?option=com_..http://pda.etatar.ru/view.php?id_category=20&id=..
Iskander Iskhaki
17 фев 2009 в 14:07
« а вообще я считаю что исламская цивилизация которая 1000 лет назад была самой развитой отстала от Европейской во многом благодаря отсутсвию ссудного процента, слишком сложно привлекать капитал в результате многие проекты не реализуются:) «На самом деле мусульманев своё время (начиная с 13 века)активноиспользовали (и сейчас используют) ссудно-процентные операции. Была даже фетва, которая обосновывала их дозволенность с т.зр. Шариата. Развитие же альтернативной модели - т.е. той, которая действительно соответствует Шариату - началось где-то в середине прошлого века. До этого времени исследования в этой области приходятся лишьна Средние века (Газали, ибн Теймия, Ибн аль Каюм Аль Джаузия и их современники)
Андрей Ананьев
17 фев 2009 в 19:15
А нет ли у кого информации, как сейчас, в условиях кризиса, чувствует себя банковская система в том же Иране? Или в других странах с исламским банкингом. Интересно было бы узнать, смогли ли они избежать проблем с ликвидностью.
Iskander Iskhaki
11 мар 2009 в 15:24
В общих чертах..http://www.bigness.ru/articles/2008-12-29/islamic/5424
0 Comments:
Отправить комментарий